Главная
Горные походы
Водные походы
Лыжные походы
ПВД (походы выходного дня)
Соревнования
Друзья, партнеры
Советуем посетить
Нас считают
Теберда - Архыз. Поход 2-й категории сложности (29.04.04-9.05.04)

5 мая. Подъем, как обычно, в 5.30. Перешли вброд Аксаут и начали подниматься серпантином по травянистому склону. Далее по тропе идем траверсом на северо-запад.

В полдень догоняем группу, замеченную нами вчера – снова ставропольцы. Посидели, пообщались. Ставропольские девушки угостили нас двумя ложками меда, а мы, скрепя сердцем, отдали им ломоть сала. Все остались довольны, особенно ставропольцы, так как с мясом у них была напряженка. Пожелав друг другу удачи, идем дальше. Солнце палит нещадно. То слева, то справа от нас периодически сходят небольшие лавины.

В 16.00 берем перевал Сев. Каракая. Тура не наблюдается, да и не удивительно, все покрыто полуметровым слоем снега. Сразу за перевалом небольшой снежный надув, обходим его справа. Открывается красивейшая панорама – Марухский ледник, слева гора Каракая, вдали виднеется вершина Софии. Спускаемся и идем по краю ледника, на северо-запад.

В 18.20 чалимся на морене. После ужина решаем побаловать себя десертом. Паша вспомнил рецепт мороженого «По-Македонски»: снег, сгущенка, орехи и изюм. Получилось довольно вкусно, но после такого десерта мы замерзли окончательно, и срочно пришлось согреваться остатками коньяка.

6 мая. Стандартный подъем. За сегодняшний день мы должны подойти к перевалу Озерный, соединившись, по дороге с обеими нашими единичками в районе озера Кара – Кель. Спускаемся в долину реки Маруха. С утра наст держит отлично, но местами, все-таки проваливаемся. Движемся сначала траверсом, но затем используем более эффективный в данном случае – жопслей. Я уже приноровился управлять ледорубом и спуск прошел в одно мгновение, остались только яркие впечатления и две дырки на задней поверхности моих многострадальных штанов. Примерно через 40 минут спускаемся в долину реки. Подходим к лагерю какой-то группы, замеченный нами во время спуска. По статистике это должна быть очередная группа из Ставрополя. Так оно и оказалось.

Примерно в 10.00, переправившись на правый берег по снежному мосту, подходим к урочищу «Медвежья пасть».

Урочище представляет собой, обрамленный соснами, живописнейший каньон с водопадом. Где-то в полдень к нам навстречу вышли двое погранцов, проверили документы и паспорта и проводили нас до заставы. Возле заставы обнаруживаем стоящую на приколе нашу первую единичку. В ходе продолжительных бурных приветствий, сопровождающихся метанием шишек, окончательно рвутся мои героические штаны. Устраиваем второй обед.

Единица угощает нас чаем и сушеной колбасой. Чуть позже к нам присоединяется и вторая группа, у них был непростой спуск с перевала Ходюки. Дальше идем уже объединенным составом.

В 17.10 становимся на ночевку на левом берегу Марухи, за МТФ. Погода портится. Поднялся сильный ветер. Один из сильнейших порывов поднял соседнюю палатку в воздух метра на полтора и понес вдоль берега, при этом раздался чей-то заинтересованный возглас: «А в палатке кто-нибудь есть?».

7 мая. Подъем в 6.00. В 9.00 выходим под перевал Озерный. Чтобы не толпиться идем по-очереди. Сначала уходит первая группа, через некоторое время вторая, потом третья. Мы с Вано оторвались от своих и догнали впередиидущую единичку Папазова. Ошибочно полагая, что они идут в правильном направлении, мы устремились за ними. Свою ошибку мы поняли, когда увидели своих на соседнем, слева от нас, склоне. Пришлось пройти еще несколько десятков лишних метров подъема, чтобы выйти на нужное направление. В 11 часов, одновременно с первой группой мы поднялись на перевал Озерный. Здесь была обнаружена единственная за весь поход перевальная записка. Спустившись с перевала двинулись вдоль Ревунка на Архызское седло. В четыре часа мы уже на Седле – единственный наш перевал, который не был покрыт снегом. С Архызского седла отлично виден поселок Архыз, особенно в бинокль. За перевалом начинается продолжительный спуск, примерно 4 км. Спускаемся уже почти бегом, поход практически завершен и многие хотят побыстрее вкусить прелести цивилизации. На ночевку стали у места впадения Ревунка в Большой Зеленчук.

8 мая. Первое утро, когда мы не услышали бодрый возглас руководителя: «Рота подъем!!!». Все уже окончательно расслабились. Я с утра, наконец-то заштопал свои походные штаны. Плавно передислоцируемся в район Церковной поляны и ставим там лагерь. На поляне Таулу в это время проходил ежегодный фестиваль бардовской песни, и мы решили понаблюдать за этим действием. Когда пришли на Таулу, то обнаружили там целый палаточный городок.

Среди кучи народа заметили знакомые лица ставропольцев, которых мы встречали на маршруте. Сам концерт планировалось провести ночью, поэтому мы не стали дожидаться начала и, побродив немного среди палаток, повернули обратно к лагерю.

9 мая. Утро начинается с обряда посвящения новичков в туристы. Среди «новичков» оказались и трое «скитальцев»: я, Ваня и Алекс. Обряд состоял из нескольких этапов. Сначала нам предстояло под перекрестным шишечным огнем наших «товарищей» пройти трассу с препятствиями.

Затем надо было связать стремя на шее своего соседа. После этого нам приготовили какое-то пойло, содержащее zuko, чай, специи и какую-то гадость. Все это нам предстояло выпить.

И, наконец, нам предстояло, предварительно произнеся клятву туриста, слизать с ледоруба смесь майонеза, горчицы и кетчупа.

После окончания обряда собираем лагерь и выдвигаемся в поселок. В заранее договоренное время нас должен был забрать автобус. Пока мы запасались у местных айраном и хычинами подошел двухэтажный автобус. Распихав наши рюкзаки в багажное отделение, мы погрузились в автобус и с легкой душой отправились домой.

Фотоотчет похода можно посмотреть в нашей фотогалерее.