Главная
Горные походы
Водные походы
Лыжные походы
ПВД (походы выходного дня)
Соревнования
Друзья, партнеры
Советуем посетить
Нас считают
Рассказ о походе 2-й к/с в районе Теберды и Архыза (май 2005)
Автор Alex

Ударную группу походников, собравшихся перебраться из Теберды в Архыз чтобы поесть хычинов и попить пивка составили 7 человек, их лица навечно запечатлены на фотках. Главной сенсацией стало появление Оксаны приехавшей ради этого из самой Москвы.
Ощущение начала похода пришло ко мне, когда на темной трассе на окраине Черкесска нас выгнали из автобуса, обменяв на одного единственного Юрку, который надо сказать наверно замерз, ожидая нас и согревая теплом своей души наши документы и пропуска на границу.
Но это было потом, а вот ощущение жопы началось несколько раньше, когда на Ворошиловском около автобуса из бегающей толпы показался наш руководитель и с извиняющейся улыбкой поинтересовался, нет ли у меня карты тех мест..... а то его вариант, куда то затерялся, карта у меня была, что несколько нас обоих вдохновило!

Но все же вернемся к трассе. Потусовавшись, через часок или полтора мы сняли газельку, которая подбросила нас до Карачаевска, там мы встретили рассвет, завистливо поглядывая на закрытый ларек с пончиками. Здесь снова поймали бешеную газель, на которой добрались в Теберду, знакомые места, да и погодка была ничего. Пройдя ходку вверх, таща с собой пакеты с продуктами, как..... позавтракали у мостика через речку, заодно решили перевесить и поделить народное добро. За этим процессом нас и поймал наряд погранцов, который долго сверял документы, паспорта, заглядывал в душу и косилися на гору еды... Перепаковавшись, двинулись дальше вверх по Азгеку, народ перло и, вспоминая подвиги прошлой двойки, решили пройти до верхнего коша, в котором и заночевали. Т.к. кош был несколько дырявый, то на нарах поставили внутренности палаток, которые ночью колыхались от сильного ветра.
Наутро погода несколько ухудшилась, но ходовой энтузиазизм не пропал, и мы топали почти до самого вечера, заночевав в палатках на моренке, вокруг снег под тобой и над тобой облачка классно... Проснувшись с ужасного ранья, потихоньку собрались, но погода то портилась, то налаживалась, начала падать крупа, плавно переходящая в снежинки, но мы полезли на наш перевал, по взлету высотой метров 200, и забравшись на него поняли что слегка промахнулись, попав в цирк километров 6 длиной в котором мило виднелись 5 дырок очень похожих на перевалы... При выборе правильного направления была решена сложнейшая задача в нахождении максимального числа отличий между двумя картами Теберды. Оказалось, что на одной перевал Джугутурлючат есть, а на другой его нет, вот такая фигня, поэтому ПОМНИ ТОВАРИЩ «Карта Тиберда-Домбай ВТУ ГШ 1996г редактор Комиссаров сделана для врагов, и для использования туристам рекомендуется только для успокоения совести». Отдохнув и посовещавшись, выбрали наиболее симпатичную и поперли на нее, она оказалась несколько круче, но взлет был поменьше, метров 100-150.

Для меня он дался тяжело т.к. к этому времени горняшка меня накрыла по полной. Кое-как выбравшись наверх, я понял что мы покорили ЖОПУ, с другой стороны перевала был скальный обрыв, уходящий в облака, ширина площадочки составляла метра 2 от силы, причем с другой стороны были снежные карнизы, по которым жизнерадостный Генка пытался походить, но после того, как увидел дырку в снегу от своей ноги облачка радости несколько поубавилось. В общем, посидев немножко, спустились вниз в цирк и побродив километров 7-8 встали на стоянку. Место оказалось прикольным, все время облака то поднимались, то опускались, и несильно мело снежком.
Утро началось с криков голодных птенцов из соседней палатки, которые просили жрать, я и Оля в этот день были дежурными, но..... оказалось, что на улице легкий морозец и мои берцы полностью замерзли, хотя стояли, как и положено, в палатке. Сама палатка изнутри покрылась корочкой льда и заледенели все молнии, так что их стало просто невозможно открыть. Забив на орущих птенцов я надел мерзлые берцы и заснул где то минут на 30, за это время Spyder, при помощи зажигалки, сумел растопить лед на молниях и открыть окно в ...... ну в общем за ночь выпало 60 см снежку, и замело палатки, котлы и все что было на улице. Решив что снега слишком много, мы стали валить вниз, хорошо что туда вела отличнейшая жопслейная траса, на которой мы скинули метров 700 до самого истока Азгека, и поскакали вниз к нижнему кошу, утопая по колено в снегу. Добравшись до него, начали сушиться, греться и ЖРАТЬ, настроение у народа поднялось, но возвращаться и поискать перевал никто не захотел. Дисциплина в отряде стремительно падала! Появились мысли о Теберде, горячих пончиках, родителях и прочее. Но, проторговав в коше 2 часа, все-таки решили идти на Мухинский перевал. Возле слияния рек Азгека и Мухи встретили двух МЧС-ников со следами вчерашнего и позавчерашнего отмечания, оказывается они сопровождают группу детей через Мухинский перевал, дабы почтить память павших предков. Погодка была нелетная, крупные хлопья снега падали на зеленую траву, превращая все в большую лужу грязи, посреди этого топтались детишки, кутанные лиэтиленом около брезентовых палаток. Зрелище очень увлекательное, но для нас погода была суперская, к тому же зеленая травка вселяла огромный оптимизм, а изнутри он подпитывался супчиком с двойным количеством шахтинского мяса. Поглядев на детишек, мы пошлепали к верхнему кошику в надежде в нем отсушится и махнуть через Мухинский перевал в Аксаут. Ночь в коше прошла замечательно, все отоспались, отогрелись, просушились, и проснувшись не слишком рано, мы увидели как из тумана каждые 20 минут появлялась группа в 10-15 человек детенышей и уходила мимо нас на перевал.
При появлении очередной группы, все старались выглянуть и посмотреть на это чудо природы, дело в том что у многих на ногах вместо фонариков был намотан полиэтилен и скотч, девушки лет по 15 шли в полной боевой раскраске при этом накрывшись полиэтиленовыми накидками, впереди каждой такой группы гордо шествовал какой-нить старичок или бабулька, для полноты картины им не хватало надеть противогазы. Не торопясь, мы вышли на маршрут, наслаждаясь траншеей, протоптанной группами. Но вскоре начали попадаться эти самые группы, лежащие мирно в снегу, типа отдыхающие, на нас, проходящих мимо, смотрели то ли с надеждой, то ли с удивлением. Вот так, через пару ходок, мы оказались в авангарде вместе с одним МЧСником. Видимость была порядка 50 метров и, чтобы не промахнутся мимо перевала, приходилось иногда совещаться, выбирая правильное направление для прокладки в снегу траншеи. Высота снежного покрова была 50-100 см в среднем. На одном из участков Spyder сказал «СМОТРИ НАЗАД», и я узрел картину, которую буду вспоминать еще долго, по длинному склону из тумана появлялись группы детишек в полиэтилене и с флагами, их было около 70 человек. «ПИНГВИНЫ ИДУТ!» прозвучала крылатая фраза, с этого момента всех детишек мы стали называть пингвинами.

Подъем на перевал был долгий и нудный, снега выше жопы. Спускались с перевала тоже в снегу, дойдя до зоны леса, было принято стратегически верное решение - надо валить вперед и первыми занять теплый кош. Одушевленный этим или еще чем в Генке проснулся снежный бульдозер неисчерпаемой мощи и он попер вниз! Мне оставалось только еле-еле за ним поспевать, и мы все-таки успели занять отличный теплый кош с огромным количеством дров. Поев, начали думать, что делать с утра: идти наверх, на перевал 2А или с пингвинами валить вниз, мнения разделились, но мудрый Spyder принял решение: если снег будет идти, то мы валим вниз, а дальше падаем на хвост пингвинам и спасаем себя, если нет, то идем на 2А перевал. Вечер прошел замечательно, попили спирту с МЧС-никами, которые приползли к нам сушиться-греться, а на утро, выглянув за дверь, все поняли что мы валим вниз, снег падал всю ночь и его выпало 30-40 см, заметя все вокруг.

Этот день был не особо напряжным, свалились до Красного Карачая и угнездились на турбазе Аксаут, которая напоминала большой пингвинятник! На военном совете было решено всей толпой валить через перевал Чегет-Чатв долину реки Маруха.

Следущий день можно смело назвать «Промах баралгинга!»
На утро оказалось, что команда Баралнинов (они же Баромиры, они же Ратиборы, уже и не припомню как правильно) поперлась вверх, и нам оставалось только топать по их следам. Подъем был долгий и нудный, больше о нем сказать нечего, к тому же было жарко - солнце палило вовсю. На перевале оказались вместе с командой из ставрополя и МЧСником, который и сказал что Баралгины промахнулись километра на 3 траверсом по хребту, но этот перевальчик тоже был нормальным и мы начали спуск. Сбросив метров 600, оказались в каньоне в котором лежала сошедшая лавина, а под ней речка. Пройдя по этой лавинке до начала леса, мы стали на привал выбирая дальнейший путь, надо отметить, что наши пингвины остались далеко позади по нашим расчетам они только должны были выходить на перевал. И вот сидим мы, отдыхаем, сочувствуем пингвинам, прикидываем количество жертв среди них при спуске, думаем как бы побыстрее спустится в долину и тут сверху с рюкзачком колобком выпрыгивает Пингвин 1 штука !!!!!!!!!!! Дикое удивление народа трудно описать, крутые Перцы сидят отдыхают, а тут это чудо скачет, оказалось, что этот монстр обогнал всех часа на два и интересуется как попасть вниз. Отдав этого прыткого пингвина МЧС-нику, мы полезли в обезьянник, ища спуск вниз, и сильно сочувствуя тем, кто пойдет нашим путем, а надо отметить пошли им все. Наверно, это очень нравилось Спайдеру, еще бы, за тобой прется человек 100, слепо доверяя свои жизни, вот бы кинуть на том маршруте пару веревок...... :-))))) но все-таки мы благополучно спустились в долину Марухи и стали лагерем. С Марухи в долину Зеленчука прошли через перевал Карабек, который находится напротив горки с интересным названием ИСЧЕРЦАХПА, по сравнению с остальными отличный такой н/к перевальчик, похож на большой травянистый холм, на спуске виды просто суперские. Правда спустились мы с него километров на 7 ниже Архыза и топали до самого Кизгича пешочком по трассе, на которой летали легковушки и грузовики, возившие наших "мокрожопых братьев " вверх. Так что в лагере Ковчега в устье Кизгича мы появились только ночью.

P.S. От себя лично и от всей команды хотелось бы присудить Генке почетное непереходящее звание Кабана и снежного Бульдозера! ;-)) за то, что он буквально проломил Мухинский перевал.