Главная
Перейти на страницу новостей
Отчеты
Горные походы
Водные походы
Лыжные походы
ПВД (походы выходного дня)
Соревнования
Разные интересные события
Фотогалерея
Фото водных походов
Фото горных походов
Фото лыжных походов
Фото ПВД
Наши друзья
Прикольные
Разное
Творчество
Статьи, интересные материалы
Наши песни, переделки
Наши записи mp3
О нас
Контакты
История клуба
Общение
Гостевая книга
Форум
Архив
Архив новостей
Ссылки
Друзья, партнеры
Советуем посетить
Нас считают
Экспедиция на Аксаут (08.05.03)
Автор Вано

Начало июня благодатное время для водных походов на Кавказ. Как правило, к этому времени начинают обильно таять ледники и вода в реках поднимается. А так как май 2003 г. был жаркий, то воды должно было быть достаточно. Было принято решение пойти на реку Маруха и как запасные варианты рассматривались реки Аксаут и Большой Зеленчук.

В состав сборной команды Ростовской области входило четыре человека: Андрей Дорошенко (командор, командир первого экипажа, г. Ростов-на-Дону), его второй номер – Наталья Дорошенко (г. Ростов-на-Дону) – они составляли экипаж пер-вого катамарана-двойки; Сан Саныч (г. Ростов-на-Дону) и Иван Седов (г.Шахты). Надо сказать, что на нашем судне не было капитана (лоцмана). Их обязанности мы брали на себя попеременно, в зависимости от ситуации. Главное почувствовать реку, понять ее, слиться с ней в одно целое. На второй – третий день у нас это получилось.

Начало похода было запланировано на 1 июня. Билеты брали в этот же день, и удалось их взять только до Невинномысска, т. к. до Черкесска не было. Поезд из Ростова вышел в 17.30. По пути договорились с проводником вагона, который шел до Черкесска, и, не доезжая около часа до Невинномысска, перебрались со всем барахлом в этот вагон.

Благополучно прибыв в Черкесск утром 2 июня, наняли машину (прямо на вокзале) и двинули в ущелье реки Марухи. Как только мы увидели реку, нас стали терзать смутные сомнения – стоит ли ехать дальше. Река была очень-очень не большая. Доехав да поселка Маруха мы решили, что не стоит драть катамараны, да и дорога становилась все хуже и хуже, и повернули обратно. Пошел в ход запасной вариант. Было принято решение идти на Аксаут. Основной аргумент – по этой реке никто из нас еще не ходил. Знакомые водники говорили, что это серьезная река.

Аксаут находится восточнее в соседнем ущелье. Долго ехать не пришлось. Однако после того как мы проехали поселение Хасаут-Греческое, дорога стала без покрытия, кое-где пробита в скалах. Поэтому стали ехать медленно, постоянно цепляли днищем камни, несколько раз пришлось выходить из машины, чтобы она про-шла. Не доехав около версты до поселка Красный Карачай, машина пройти уже не могла. Пришлось выгружаться здесь – около моста. Быстро перекусив и отметив благополучное прибытие к месту старта, поставили лагерь и занялись сборкой ката-маранов. К вечеру все было готово.

3 июня – первый день сплава. После завтрака собрали лагерь, все упаковали. Проведя разведку небольшого участка, решили сделать тренировочный заплыв на разгруженных судах. Для того чтобы размяться и, тем более что второй экипаж, то есть я и Саныч, был вообще не обкатанный. Первое впечатление от реки – это шок. Бешеная скорость, метровые валы, узкая река – мало места для маневра – этакие скачки на быках. После тренировочного захода увязали катамараны, и пошли дальше. Река очень извилистая, приходилось идти все время с разведкой. На одном из поворотов (3 км после моста) был мощный левый прижим на скалу, который мы не смогли выгрести, и Саныч таки приложился к скале.

В этот день были в основном шиверы и один порог – «Зигзаг». Решили не форсировать события и поставили лагерь ниже порога, в обалденном месте на поляне. После перекуса и до ужина я успел сгонять на ближайшую гору. Сделал несколько фотоснимков и снял на видео. Да погода стала портиться, появились тучи.

4 июня – второй день сплава. Утро на удивление солнечное, но прохладное и тучи вдалеке ходят. Никак не можем определить свое местоположение. Лоция и карта в некоторых местах противоречат друг другу. Но это ничего не меняет – идем дальше. Сразу за порогом «Зигзаг» русло разбивается на два, образуя остров, на котором лежало здоровенное дерево. Перед островом еще несколько обливных камней и мощный слив. И на всем этом деле нас закрутило и задом вынесло прямо на ко-мель дерева, но в этот раз мы сумели выгрести и чуть цепанув задом дерево пошли дальше по протоке.

Погода стала портиться, поднялся ветер, небо заволокло тучами, пошел дождь. Перед входом в очередной каньон зачалились и пошли на разведку. И как оказалось не зря. Вход и выход из каньона были чистыми, но командор сказал, что препятствие может быть в глубине каньона. Применив свои умения скалолазанья, спустились вниз. И там оказался порог четвертой категории сложности. Проходить такое препятствие без разведки опасно. Порог «Перпендикуляр» - полутораметровый слив и бочка за ним. Основная струя идет именно туда, 100% оверкиль. Идеальное прохождение по правому берегу, причем заходить надо с левого берега. Порог находится на правом повороте реки и перед заходом в него надо обойти еще несколько обливных камней. Прошли чисто оба экипажа. Наш экипаж умудрился пе-ред самым входом в порог сделать обкатку, но катамаран маневренный – успели довернуть, и вошли в препятствие носом.

Дождь усиливался. Прошли мост, по которому дорога переходит с правого берега на левый, если смотреть вниз по течению. Прошли еще около 2-3 км и перед очередным препятствием, около 15 часов остановились. Накопилась усталость. Разбили лагерь на правом берегу – противоположном от дороги. Лагерь ставили под дождем – мокро и холодно. Наскоро перекусив, завалились спать. Около 11 часов ночи дождь перестал. Кое-как встали раскочегарили костер, вскипятили чая и пошли спать дальше. Самое неприятное было на следующее утро влезать в мокрые и холодные гид-рашки.

5 июня – третий день сплава. Разведка по правому берегу затруднена, на левый берег переправиться не успеваем – начинается препятствие. Идем без разведки, два экипажа друг за другом. Каскад из четырех порогов, названия что-то вроде «Носорог», «Шкворень» и т.п. Четвертая категория сложности. Поймав несколько обливных камней, прошли довольно чисто. У первого экипажа была реальная возможность кильнуться. Но Андрей сумел удержать катамаран, закинув весло вперед-всторону, вытянул кат из порога. Как прошел этот порог наш экипаж – не помню. После порога «Перпендикуляр» первоначальный шок исчез, и здесь мы прошли без нервов. Однако теперь в первом экипаже у Наташи был шок после этих порогов. Как потом оказалось, это были самые сложные пороги в нашем походе.

Дальше прошли каньон «Два моста». Каньон начинается мостом, по которому дорога переходит с левого берега на правый и заканчивается старым разрушенным мостом. По большой воде каньон не очень сложный. Разведывали только проход под мостом и вход в каньон. Остальное шли по ходу.

Следующий порог был «Поцелуй Чаниты». Габаритный проход, ограниченный по бокам двумя большими камнями. Перед порогом несколько скальных зубьев. Перед порогом чалились для разведки. Первый экипаж прошел чисто. А мы с Санычем не успели выгрести с чалки и наскочили на зуб рамой между гондол. Однако опыт сидения на камне у меня уже был, и я довольно быстро сдернул кат с этого зуба, благо двойка не такая тяжелая как четверка.

И уже подыскивали место для стоянки, как мы с Санычем чуть не кильнулись на обливном камне. Я был уже на грани выпада, но Саныч удержал катамаран и мы вышли без потерь. Сразу после этого камня поставили лагерь на балдежной сосновой поляне. Остался один день сплава, все основные препятствия пройдены. Остался возможно только один порог – «Сюрприз».

Утро 6 июня нас удивило. Ночью температура упала ниже нуля, были заморозки, и все вокруг покрылось обильным инеем. Но было солнце, погода намечалась хорошая и мы пошли дальше. Река становилась более спокойной и широкой. На крутом правом повороте реки прошли порог «Сюрприз». Детально проработав ли-нию движения, прошли чисто оба экипажа. Кстати в этом месте образуется особый микроклимат, и там растут папоротники выше человеческого роста, прямо первобытные джунгли. Дальше начались разбои, дрова, шлагбаумы. Перед поселением Хасаут-Греческое река разбивается на множество мелководных рукавов и единственное из них, по которому можно было пройти, завалено деревьями, но маленький проход был. Саныч с Наташей отказались идти и мы с Андреем проводили оба катамарана. Немного цепанули дрова, но не сильно.

Решив, что дальше будет хуже, решили закончить маршрут у поселения. Ве-чером сходили в поселок, купили хлеб, сахар и договорились с одним местным, что-бы он отвез нас на «Газели» до Черкесска.

7 июня – завершающая стадия нашего мероприятия – дорога домой. Встали в 6 часов, позавтракали, собрались, дотащили свои баулы до «Газели» и поехали в Черкесск. В 10 часов были уже в Черкесске. Успели взять билеты до Ростова. И потом у нас было свободное время. Мы с Санычем пошли искать топографические карты. Побродили по городу посмотрели местные достопримечательности, побывали на базаре. Нашли единственный книжный магазин, но карт там не оказалось. Вернулись на вокзал и в 16.45 выехали в Ростов. В Ростов прибыли 8 июня в 4.20.

Таким образом, наша экспедиция благополучно завершилась, вернулись без потерь. Неделя пронеслась как один миг и в то же время вместила в себе массу событий и ощущений.

Производство Anthony © «Шахтинские Скитальцы» 2006
В начало На главную
Hosted by uCoz