Главная
Горные походы
Водные походы
Лыжные походы
ПВД (походы выходного дня)
Соревнования
Друзья, партнеры
Советуем посетить
Нас считают
Отчет о байдарочном походе по Белому морю по маршруту Пояконда - Чупа (август 2003)
Автор Вано

Эту экспедицию мы планировали заранее. Хорошо к ней подготовились и в начале августа 2003 г. в Карелию, с целью пройти по Белому морю на байдарках по маршруту Пояконда – Чупа. За месяц до похода были куплены билеты туда и обратно. Добирались двумя поездами: №100 «Ростов-Москва» и №182 «Москва-Мурманск». У них наиболее удачно состыковывается расписание – пересадка занимает около 5 часов. Был выбран вариант с пересадкой, т. к. на прямой поезд «Новороссийск-Мурманск» билеты достать практически невозможно.

В состав экспедиции входило четыре человека. Экипаж первой байдарки составляли: Андрей Дорошенко (г. Ростов-на-Дону) – командор, командир первого судна, Наталья Дорошенко (г. Ростов-на-Дону) – рулевой. Экипаж второй байдарки составляли: Иван Седов (г. Шахты) – командир второго судна, Оксана Губина (г. Ростов-на-Дону) – рулевой.

В качестве транспортных средств использовались каркасные байдарки «Таймень-2» и «Таймень-3». Причем тройка была укомплектована фартуком и юбками, а на двойка – нет. Первый экипаж шел на двойке, второй на тройке.

Итак, второе августа – старт. В этот же день другая группа, в которой были Антон и Алекс, уходила в поход через горы к морю Черному. Удачно их проводив, я встретился со своими боевыми товарищами. Контрольная проверка снаряжения, упаковка байдарок и в путь. Началось с того, что при выносе снаряжения из дома сломалась тачка на которой планировалось перевозить тройку. Поломанная тачка осталась дома, а нам пришлось ловить машину, для того чтобы перевезти все барохло на вокзал. Жигули забили так, что туда с трудам поместился водитель и я (как самый худой). Да и то один рюкзак Андрею пришлось нести самому.

Загрузились в поезд (отблагодарив проводника полтинником) и тронулись. В Москву поезд пришел вовремя, и 3 августа около 15 часов мы выгрузились на перрон. В Москве нас встретила моя тетушка (я ей кое-что передал) и у нее как-раз была тачка. Воспользовавшись ею мы одной ходкой перетащили все на Ленинградский вокзал. Немного постояв на твердой земле и купив хлеба, мы снова покатились по бескрайним просторам нашей Родины дальше на север.

Поезд шел хорошо, все время по расписанию. Чем дальше на   север от Москвы тем сильнее отличалась природа от южной.  Железная дорога все время шла через леса – березовые и   сосновые. Чувствовалось что местность низменная – постоянно   мелькали озера и болота. Дорога петляла так, что вагоны на   поворотах издавали страшные звуки. Возле Петрозаводска   дорога проходит по берегу Онежского озера. Все названия   станций в Карелии дублированы на местном языке, а так как у   местных нет своей письменности используется финская.  Карельский язык входит в состав финно-угорской группы.

4 августа целый день ехали и 5 августа в 2.50 прибыли в   Пояконду, которая находится уже за северным полярным кругом. Надо сказать полустанки в Карелии такие, что кроме местных жителей наверно мало кто знает как они называются. В качестве вокзалов иногда используются здания типа сараев, на которых прибита, а кое-где и нет, табличка с названием станции. Проводница в вагоне одна, а т. к. поезд идет до Мурманска трое суток то ей тоже периодически хочется спать. Поэтому надеяться можно только на себя. Причем некоторые полустанки стоят на поворотах дороги. Из хвоста поезда даже не видно той лачуги на которой должно быть название станции, и на таких остановках поезд на севере стоит одну минуту. Зевать не приходиться. Пояконда один из них. Находится она через один населенный пункт от Чупы. Чупа большая по тамошним меркам станция, поезд стоит две или три минуты и на вокзале имеется надпись с названием. Мы благополучно засекли ее и отсчитав одну остановку выпрыгнули на второй. Проводница вышла сонная уже после того как мы вышли и закрыла за нами дверь

На улице стояла белая ночь, правда уже не совсем белая – сумерки. Погода стояла подходящая, Уже в Петрозаводске небо затянуло и там шел дождь. При подъезде к Пояконде на небе низко висели самые что ни на есть свинцовые тучи, сверкали молнии, погромыхивал гром. В Пояконде пристань находится недалеко от ж/д остановки, около километра. Чтобы не надрываться, за две ходки перенесли все снаряжение на берег моря и стали собираться. Разделились на две группы. Андрей с Наташей собирали байдарки, а мы с Оксаной пошли набирать пресную воду, т. к. на море с пресной водой напряженка (море то соленое). Да и вода в Белом море солонее чем в Черном. Воды набрали 20 литров, по 10 литров на экипаж. Вернулись и стали помогать собирать байдарки. Все карабины, замки и соединительные части смазали вазелином, чтобы они не закисли от морской воды и потом легко разбирались. Одну байду собрали полностью, а вторую успели только на половину, и пошел дождь. Немного пособирали еще под дождем, но потом пришлось укрыться под навесом на пристани. Когда дождь немного утих быстро закончили собирать вторую байдарку. Покидали вещи в лодки и пошли. Уже начинался прилив, а в разгар прилива из губы не выйти – слишком сильное встречное течение. Оно достигает 7 км/ч, а максимальная крейсерская скорость байдарки как раз 7 км/ч, т. е. просто будешь лопатить на месте и все.

Цикл приливов отливов составляет около 12 часов. Торчать в поселке все это время не было никакого желания. Погода заметно портилась, поднялся ветер, опять пошел дождь. Поэтому было решено идти вперед насколько сможем, а там смотреть по ситуации, где можно делать чалку и останавливаться.

С нашего поезда вышло еще несколько групп водников. Мы ушли первыми, некоторые даже не успели начать собираться до дождя. Одна из команд состояла из мужчины и его сына лет 14. Они шли по тому же маршруту, что и мы. Наши пути все время пересекались и к концу маршрута мы стали хорошими знакомыми.

Дойдя до острова Высокий в Ругозерской губе мы сделали остановку. Встречное течение и ветер стали настолько сильными, что идти дальше не имело смысла – далеко не уйдешь, а вымо-таешься в конец. Все время шел дождь видимость плохая. Если бы наш экипаж был в первый раз один, то нам пришлось бы очень тяжело. Все вокруг мокрое, карту не достанешь, по компасу не сориентируешься. Выручало то, что Андрей и Наталья здесь уже бывали в прошлом году и знали куда идти. Мы ориентировались по ним и то они ушли от нас так далеко вперед, что порой мы те-ряли их из виду. К тому же наш экипаж был не обкатанный. В одну байдарку мы сели в первый раз. Меня сильно выручало то, что месяц назад я ходил в поход на байдарках по Дону, и мышцы были уже адаптированы к таким нагрузкам, к тому же я хорошо потренировался перед походом.

Зайдя с подветренной стороны острова сделали чалку и пошли на разведку в поисках мес-та для разбивки лагеря. Остров Высокий как оказалось довольно посещаемое место. Встречались костровища и кое-где консервные банки. На тот момент мы никого не обнаружили. Выбрав под-ходящее место, разгрузили байдарки, вылили из них воду и вытащили на берег выше зоны прили-ва, чтобы их не унесло в море. Отнесли на берег все вещи и разбили лагерь. Все это происходило под непрерывным дождем. Поэтому когда все было закончено мы с удовольствием переоделись в сухое и завалились спать в теплые спальные мешки. Это было около 9.30 утра.

Встали в 12 часов. Поели и стали ждать у моря погоды. Небо было затянуто тучами и ви-село низко над головой, лишь на самом горизонте была светлая полоска. Она так и продержалась там практически до самого конца маршрута. Ветер дул с северо-западного сектора и волна была нормальная, так что на выходе из губы можно было ожидать приличного шторма. Решили пере-ждать, пока ветер немного стихнет. К тому же большую роль играло то, что в губе сильно ощуща-ется прилив-отлив и в прилив из губы выйти практически невозможно.

Стали ждать. Удивительно то, что с подветренной стороны острова был полный штиль. Воспользовавшись этим моментом, мы пошли купаться. Температура воды была не более 15?С. С диким криком прыгаешь в воду, а потом становится хорошо, но не долго. Вода обалденно чистая и соленая. Чуть подальше от берега дно черное и его попросту не видно с поверхности. Местные похоже говорили правду, что до нас было солнечно – камни еще хранили тепло.

В оставшееся время исследовали остров. Недалеко от нас встали лагерем дядечка с сыном на двойке. С подветренной стороны обнаружили лагерь толкинистов. Их обнаружил Андрей за странным занятием – они обдирали можжевельник. Как потом оказалось, они делали из него на-стойку. Мы потом тоже попробовали. Да – вставляет крепко. На следующий день они внезапно ушли с острова.

Вечером поужинали и около 20 часов легли спать. Ночью хотели выйти, но сильный ветер помешал.

6 августа.

Встали в 8 часов. Ночью опять шел дождь. Ветер не утихал, решили ждать дневного отлива.Постоянно срывался дождь. Ноги все время мокрые. Да и сами тоже не очень сухие. К обеду ситуация не изменилась. Продолжали ждать. Но и время зря не теряли. Исследовали остров. На самой высокой точке острова стоит смотровая башня. Правда она находится в критическом со-стоянии, но это не помешало мне на нее залезть. Собирали чернику, опять купались и потом гре-лись у костра, отдыхали, т. к. возможно придется идти ночью. Черники в этом году море. Начинаешь собирать – не оторвешься.

Стоим на острове вторые сутки, пресная вода подходит к концу. На острове источников пресной воды нет. Если бы она закончилась, нам пришлось бы уходить с острова на материк в по-исках воды. И еще не известно найдем мы ее там или нет, хотя по карте в прибрежной зоне встре-чаются кое-где болота. Но, как я уже говорил, периодически шел дождь, и в скальных ваннах со-биралась вода. Эту воду мы собирали и использовали для приготовления пищи. И перед тем как уходить заполнили все пустые емкости этой пресной водой.

В 23 часа поужинали. Вышли на берег посмотреть погоду. Вроде ничего не изменилось, но вскоре ветер стал немного стихать. Решили прорываться за мыс Киндо, а то если застрянем здесь еще на сутки, то можно вообще не успеть пройти маршрут. Быстро собрали лагерь и в 0.30 вышли с острова.

Отлив. Белая ночь, но небо затянуто тучами. Видимость плохая. Если первая байдарка уходит далеко вперед, то сливается с берегом. Идем вместе. Прошли порог Еремеевский. Камни у самой воды. Видно плохо идем на ощупь, медленно. Где-то после этого начался прилив. Было видно как в море поднялась приливная волна и пошла на нас. Ломанулись вперед, успели выско-чить из Ругозерской губы за мыс Киндо. Как раз в этот момент у нас отказал руль. Развязалась управляющая стропа. Без руля совсем хреново. Подгребать не получается, слишком большой ра-диус поворота. Чтобы повернуть приходится табанить, но при этом байдарка сильно теряет ско-рость, почти останавливается. Потом приходится заново разгоняться. И так каждый раз. Первая байдарка ушла далеко вперед, мы ее периодически теряли из виду, но самый опасный участок уже пройден. В 4 часа зачалились в бухте Биофильтров. На скальной стенке нарисован белый мамонт – по предварительной информации, эмблема природоохранного движения биофака МГУ.

Разгрузили байдарки, поставили лагерь. Сделали чай, перекусили и завалились спать око-ло 5 часов. Этот переход составил 18 км. Совсем неплохо для ночного выхода. На выходе Ругозер-ской губы мы пресекли 66?33` северной широты – северный полярный круг.

7 августа уже идет, мы встали в 10 часов.

Сегодня решили отдохнуть после ночного перехода. После обеда гуляли по лесу, собира-ли чернику. Провели осмотр байдарок, укрепили рулевые стропы на тройке. На противоположном берегу бухты летом живут рыбаки. Сходили к ним в гости, купили у них сушеной трески и камба-лы. Очень вкусная рыба. А в 16 часов и мы вышли на рыбалку. Я специально для этого дела брал снасти. Два часа мы с Натальей бороздили просторы бухты. Однако, наш выход оказался не столь удачным.

Часть берега бухты Биофильтров составляет скальная стена. В одной из расщелин есть родник. Причем он расположен ниже уровня прилива. Набрать воду можно только в отлив. Лучше всего заходить с моря, т. к. стена достаточно крутая и возвращаться тяжеловато, тем более с во-дой, да и легче обнаружить. В этот сезон прошло много дождей, и в источнике было достаточно пресной воды. В отлив было слышно как журчит вода по камням. В прошлом году, по словам Ан-дрея, воды было меньше и они с трудом отыскали родник в скалах.
После ужина отправились спать, восстанавливать силы перед следующим переходом. На выходе из бухты сохранялся умеренный ветер, и волна достигала полметра.