Главная
Перейти на страницу новостей
Отчеты
Горные походы
Водные походы
Лыжные походы
ПВД (походы выходного дня)
Соревнования
Разные интересные события
Фотогалерея
Фото водных походов
Фото горных походов
Фото лыжных походов
Фото ПВД
Наши друзья
Прикольные
Разное
Творчество
Статьи, интересные материалы
Наши песни, переделки
Наши записи mp3
О нас
Контакты
История клуба
Общение
Гостевая книга
Форум
Архив
Архив новостей
Ссылки
Друзья, партнеры
Советуем посетить
Нас считают
Экспедиция на Аксаут (08.05.03)
Автор Вано



Время действия: 15 июля 2004 г. (отъезд из Шахт) – 30 июля 2004 г (приезд в Шахты).
Продолжительность: - общая – 15 дней, активной части – 11 дней.



Состав группы:

Седов Иван, г.Шахты (командор, видеооператор, фотограф) Горяйнов Антон, г.Шахты (фотограф) Гапонова Галина, г.Ростов-на-Дону (рулевой)

Место проведения похода: Белое море (республика Карелия – Архангельская область.)
Маршрут: Кемь (Карелия) – о. Русский Кузов – Соловецкие острова (Архангельская область) – о. Немецкий Кузов – Кемь.


Мысль пройти по Белому морю на байдарках до Соловецких островов возникла у меня в прошлом году. Тогда я шел в команде с Андреем Дорошенко тоже по Белому морю, но по маршруту Пояконда – Чупа. Именно тогда Андрей рассказал о том, что некоторые отчаянные головы ходят по морю на Соловки на байдарках. Однако, в этом году я не планировал идти на Белое море вообще. У Шахтинских скитальцев была идея сплавиться по реке Хопер или Медведица. Но к моменту похода в состав группы входило только два человека: я и Антон. Маршрут не сложный, можно сказать отдыхательный и идти его вдвоем летом неинтересно.

Где-то в начале лета я вышел на связь с ростовским водником Андреем Дорошенко. Он поделился своими планами на сезон. Из них следовало, что он собирается пойти в начале июля на сплав по реке Кутсайоки в Мурманской области на катамаранах, а затем пройти по морю под парусом до Соловецких островов. Я и Антон решили к ним присоединится на второй части маршрута. Только идти мы собирались на байдарке. Поход сложный, экстремальный, а главное непредсказуемый. Как раз здесь и пригодится мобильность группы. На этапе подготовки к нам присоединилась Гапонова Галя из Ростова. С Андреем договорились встретиться в Кеми (Карелия) в условном месте. Отъезд запланировали на 15 июля. 5 июля купили билеты до Кеми на прямой поезд "Адлер-Мурманск". 10 июля взяли байдарку "Таймень-3" в ростовском клубе туристов-и альпинистов "Планета". Провели контрольную проверку лодки. Дополнительно проклеили днище по кильсону, желательно, конечно, еще и по стрингерам, но мы уже не успевали. Это делается для того, чтобы при прохождении мелких, каменистых или сложных по рельефу дна участков не пробить днище сразу. Конечно основной сбор снаряжения проходил в день отъезда. Основные моменты были продуманы, но всего предусмотреть так и не удалось.

15 июля в 16.10 загрузились в поезд и высадились из него только 17 июля в 18.15. По договоренности с Андреем, тот, кто первый приезжает в Кемь оставляет записку с координатами места и временем встречи. Записки от Андрея не оказалось, и я оставил свою. Местом встречи назначался остров Русский кузов, время ожидания двое суток.

Морской порт находится в поселке Рабочеостровск. Из Кеми, прямо от вокзала, туда ходят автобусы и маршрутки. Доехав до порта, удачно нашли место для сборки байдарки. Не доходя основной пристани стоят сараи для лодок. К одному из них подходит деревянный помост. Идеальное место для сборки, прямо стапель.


В 19.30 начали сбор байдарки. Как раз в это время настал пик прилива и начинался отлив. Для нас это хорошо – попутное течение. Достаточно быстро собрали байдарку. Зато с укладкой вещей повозились. Пока перекладывали и герметизировали снаряжение прошло много времени. Первый раз получалось долго. Хотя общая схема укладки была, но по ходу дела возникали какие-то вопросы, которые приходилось решать на месте. Перед выходом наполнили все емкости пресной водой. На тот момент мы еще точно не знали где у нас будет возможность пополнить ее запасы.

Вышли в 23 часа, сопровождаемые полчищами комаров. Солнце только коснулось горизон-та и казалось зависло над ним. Стояли белые ночи.

Отправной точкой на Соловецкие острова считаются острова Русский и Немецкий Кузова. На них много удобных стоянок, навалом сушняка. По лоции на Русском Кузове есть родник, но мы его так и не нашли, возможно он пересох. Зато на Немецком Кузове точно есть родник с пресной водой. Находится он в южной бухте, прямо на берегу моря, где только начинается лес, возле заметного скального выступа. В бухте есть большой песчаный пляж и, если заходить с моря, то правая его сторона заканчивается тем самым скальным выступом. Как раз там и находится родник. Он представляет собой яму в земле, куда стекают грунтовые воды. Сама вода очень чистая и вкусная. По прямой от Кузовов до Соловков порядка 28-30 км почти открытого моря. Лишь узкая полоска на горизонте, но для байдарки можно приравнять к открытому морю. Между ними есть два маленьких островка Топы. На большем из них стоит маяк, но он сейчас не работает. Маяк служит хорошим ориентиром, к тому же на нем можно отдохнуть и понаблюдать за тюленями. По лоциям и рассказам водников почти все маршруты построены именно с заходом на Топы для того чтобы размять ноги и затекшие ягодичные мышцы. От Топов до соловецкой пристани около 12 км.

Из Рабочеостровска на Кузова можно попасть лишь обогнув мели и многочисленные мелкие острова либо с юго-востока, либо с северо-востока. При обходе с юго-востока нужно держать курс по фарватеру в ворота между Северным и Южным Кильяками, а дальше открывается прямая видимость на Русский Кузов. Это самый большой остров из Кемской шхеры и имеет хорошие ориентиры. Перепутать его с какими либо другими островами практически невозможно. После прохождения между Кильяками мелких островов очень мало, зато много открытого моря. Этим и характеризуется этот маршрут: легко ориентироваться, но в плохую погоду идти там достаточно опасно. Если поднимется сильный ветер и волна, то дошлепать до ближайшего острова будет тяжеловато, особенно при боковом ветре и тем более при северном (может вообще унести практически в открытое море). Зато это хорошая разминка для перехода на Соловки. От Рабочеостровска до Кузовов по этому маршруту около 21 км.

Второй путь на Кузовова надо держать, обогнув Як-остров по проливу Кемская Салма с северо-востока, на восток и юго-восток и дальше пробираться между многочисленными большими и маленькими островами. Этот маршрут хорош тем, что там много островов и в плохую погоду можно идти под их прикрытием, в экстренном случае можно попробовать зачалиться. Но здесь труднее ориентироваться на байдарке и не так чувствуется простор моря. Длина этого маршрута также около 20 км.

Изначально я планировал идти южным путем. А уже по месту смотреть по погоде и другим обстоятельствам.
Итак, мы отчалили. Идти легко. Море спокойное, ветра практически нет, тепло. На воде никого нет. Однако прошло уже пол отлива и надо поторапливаться. Так как никаких видимых препятствий не было, я взял курс на юг, чтобы потом повернуть на юго-юго-восток, на остров Южный Кильяк. Этот остров имеет хороший ориентир, на нем есть гора высотой 66 м, и этим он четко выделяется на фоне близлежащих островов. От пристани до Южного Кильяка порядка 9 км. Там мы планировали разбить лагерь и отдохнуть, чтобы затем идти на Русский кузов. На карте хорошо видно, что прибрежная зона изобилует мелями и мелким островами. Фарватер достаточно узкий и основной задачей было не сбиться с пути в этом лабиринте островов.

Пройдя 2 км. встретили одинокую рыбацкую лодку. Рыбаки (по-видимому семья) были первые кого мы встретили на море. Они очень удивились, узнав, что мы собираемся на своей байдарке идти на Кузова, а тем более на Соловки. Катамаранщиков они не встречали, хотя видели, что кто-то строился. Рыбаки пожелали нам удачи и мы простились, при этом они сказали, что маленький островок, лежащий на нашем пути, можно обогнуть слева, сославшись на то, что наша лодка пройдет везде. Рассчитывая на то, что местное население хорошо знает местные воды мы начали обходить этот остров слева. Однако, вскоре мы увидели дно и чем дальше мы шли, тем ближе к поверхности оно было. Вскоре пару раз зацепили дно. Зайдя в пролив между двумя маленькими островами, мы окончательно сели на мель. Сначала я думал провести байдарку. Однако пройдя с десяток метров мы поняли, что это сделать невозможно, тем более что продолжался отлив и пик его еще не настал, а байдарка уже крепко засела на мель. То чего я опасался на этом этапе маршрута, случилось в первый же день – мы сели на мель.
Вывести байдарку вперед или назад не представлялось возможным. Только переносить на себе. Поэтому было принято решение разгрузить байдарку и разбить лагерь на том самом островке, который мы обходили. Тем более, что уже шел второй час ночи. Практически вся поверхность острова заболочена, несмотря на корявый рельеф. С трудом нашли каменную плиту, как раз под нашу палатку. Вещи с байдарки переносили на остров прямо с того места, где мы сели на мель. К моменту завершения разгрузки наша лодка просто стояла на песке. И почти ничто не говорило о том, что полчаса назад здесь было море. Около 2 часов ночи настал пик отлива.

Надо сказать, начиналось все не так уж и плохо. Так как в этот день мы вышли в море первый раз, то традиционно первый тост был посвящен духу моря. Перекусив сухим пайком, мы крепко уснули под крики чаек.

18 июля – второй день на море.
Спали ровно столько, сколько длился прилив, чтобы с отливом идти дальше на Кильяки и дальше на Кузова. Встали в 7 часов и, после недолгих сборов, вышли в море. Курс держали на юго-восток на гору на Южном Кильяке. Уходили в пик прилива, как будто и не было здесь вчера мели. Дул крепкий северный – северо-восточный ветер, небольшая волна, небо затянуто тучами. Хорошая проверка для байдарки и экипажа. Как только вышли из под прикрытия островов появилась длинная пологая волна. В целом она не мешала, но иногда все же приходилось ставить лодку поперек волны. Иначе она просто перехлестывала через борт. Прошли пролив между Северным и Южным Кильяком и взяли курс на восток, на Русский Кузов. Здесь уже ясно чувствовалось море. Вода до горизонта, островов мало. Ветер понемногу стал набирать силу. Волна стабильно от полуметра до метра. Иногда проскакивали и побольше. Местами стали появляться барашки. Приходилось маневрировать по волнам. На море никого нет.

Отчаянно работая 3 часа веслами мы зачалились на островке южнее Куричьей Килаксы. На нем располагался птичий базар, гнездовье чаек. Ими усеян весь берег и по камням бегают их птенцы. Им буквально неделю, маленькие пушистые клубочки. Некоторые убегают. Некоторые притворились мертвыми. Все время пока мы там ходили чайки отчаянно кричали и постоянно делали попытки нас атаковать. Мы решили не тревожить долго чаек и двинулись дальше. Пройдя пролив между островом Лодейным и Русским Кузовом, встали в маленькой бухточке на восточном берегу Кузова, чтобы потом держать курс прямо на Соловки. На горизонте узкая и длинная полоска земли. Мы предположили, что это Соловецкие острова. Так оно потом и оказалось.

Пока ставили лагерь и готовили есть, погода заметно улучшилась. На небе появилось солнце, облака стали рассеиваться, ветер стихать. Вечером пошли гулять по острову. Остров огромный. Поднявшись на южную вершину, обнаружили там деревянный крест. Однако выяснить, в честь чего он там установлен, не удалось. С этой горы мы увидели Соловецкий монастырь. Белый кремль хорошо просматривался в бинокль и видоискатель видеокамеры. Между южной и северной горой на Русском Кузове болото, в которое мы чуть не влезли. Растительность на острове маленькая, больших деревьев нет. К вечеру установился полный штиль, небо чистое. Самое время идти на Соловки. Завтра дневка – ждем Андрея. На Немецком Кузове были замечены несколько стоянок.

19 июля – третий день на море.
День начался с того, что мы усилили байдарку. Для этого нарубили, по возможности, ровных веток. Зачистили их от сучков. И закрепили по кильсону в местах соединения друг с другом. Так-же укрепили стрингера. Это делается для того, чтобы при сильном волнении на море байдарку не сложило пополам между волнами или наоборот не выгнуло середину наверх когда она нажодится на гребне.

С утра мы заметили новый катамаран с желтым парусом на Немецком Кузове. На усиленной байдарке пошли прочесывать побережье близлежащих островов. Вначале прошли вдоль северо-западного берега Русского Кузова. Там никого не оказалось. Дальше свернули к Немецкому. На первой стоянке, которую мы посетили, оказались москвичи. Группа шла на трех катамаранах, но на Соловки они идти не собирались и очень удивились узнав, что мы идем туда на байдарке. Потом подошли к группе с желтым парусом. Оказалось это Андрей и компания. Группа состояла из шести человек: двое из Ротова-на-Дону и четверо из Иваново. Шли на трех катамаранах. На Немецком Кузове остановились вчера вечером. Однако из Кеми они вышли на 12 часов раньше нашего. Следовательно, Андрей моей записки не читал и наша встреча это случайное проявление закономерностей. До Кузовов они добрались с трудом. Парусное вооружение у двух катамаранов не приспособлено для хождению по морю. Поэтому дальше они не пойдут. Лишь катамаран с желтым парусом из Иваново имел реальные шансы дойти до кремля.

На Немецком Кузове есть две горы. И мы не упустили возможность посетить большую из них. Кстати, на этой горе находятся какие-то древние останки. По пути вниз наткнулись археологов из Мурманска. Они стояли большим лагерем в южной бухте острова. На острове они проводи-ли раскопки. Говорят нашли стоянку древних людей. Спустившись вниз, договорились с «Желтым парусом» о встрече для выхода на Соловки на следующий день. У ребят из Иваново была гитара и мы взяли ее на вечер и до утра играли песни.

20 июля – четвертый день на море.
Погода отличная. Практически полный штиль, легкий восточный ветер. Море, как зеркало. На небе ни облачка. Идеальная погода для большого перехода. В 9.30 вышли с Русского Кузова на Немецкий для встречи «Желтым парусом». И в 10 часов взяли курс на Соловки. Как раз в это время уже начался отлив и мы уходили с попутным течением. Катамаран практически сразу отстал, т.к. ветер был очень слабый, и мы на веслах держали скорость больше.

Маяк на островах Топы хорошо просматривался и держать на него курс не составляло труда. Здесь еще острее чувствовались просторы моря и мы находились в полной его власти. Байдар-ка надежно несла нас вперед. Где-то посередине между Кузовами и островами Топы встретили большую стаю чаек. Они спокойнее сидели на воде посреди моря и перекрикивались между собой.

В 12.30 подошли к Топам. Сразу с прибрежных камней в воду ушло несколько тюленей. Мы, высадившись на берег, стали за ними наблюдать. Они плавали вокруг как ни в чем ни бывало. На острове много чаек. В воздухе стоял характерный запах. Облазили весь остров, поднялись на маяк и сделали оттуда круговую панораму на видео. Кремль уже четко виден невооруженным взглядом. На острове встретили питерцев. Они шли двумя моторными катамаранами курсом на Соловки. Около 15 часов подошел «Желтый парус». Они остановились в ожидании попутного ветра, а мы двинулись дальше. При подходе к архипелагу, поднялся юго-восточный ветер. Изначально планировали встать на мысе Толстик. Но когда мы в 17.30 на нем высадились, то выяснилось, что встать там не представляется возможным. Сразу у берега начинался дикий лес на подболоченной местности в котором носились тучи комаров и мошки. В принципе есть неплохая полянка в сторону мыса Белужьего. Там стоит еще деревянный навигационный знак. Именно там встали питерцы.

В это же время к Соловкам галсами подходил катамаран с желтым парусом. Он шел в сторону пристани. Мы рванули за ним, но в этот раз у катамарана было явное превосходство в скорости. Мы решили за ним не гоняться, а встать на каком-нибудь острове в Соловецкой бухте. Как раз в этот момент мы увидели белуху. Она шла поперек нашего курса в сторону моря, метров за 200 перед нами. Настоящий морской кит, только маленький и белый. В среднем их размеры достигают 5-6 метров, как раз с длину байдарки. Остановились на маленьком острове Игуменский, прямо напротив кремля. На острове никого не оказалось, зато на нем росли карельские березы. Этот переход хорошо нас вымотал, правда, спать мы легли только в 1 ночи (а на улице по прежнему светло).

21 июля – пятый день на море.
Смогли встать только в 11 или 12 часов. Периодически просыпались и опять засыпали. После завтрака решили собрать лагерь, спрятать все вещи на острове, и на пустой байдарке идти на Соловецкий остров и уже там договариваться где оставить лодку. Всю снарягу спрятали на крутом склоне в высоких кустах и замаскировали камуфляжем, да так, что потом сами еле нашли.

В 15 часов подошли к пристани. Прямо на берегу обосновался пункт велопроката. Поговорив с хозяином, договорились с ним, чтобы он посмотрел за байдаркой. И уже пешком пошли гулять по острову. Первым делом, конечно, направились в кремль. Посетили музей истории Соловков. Вся история архипелага делится на два основных этапа: это монастырь и лагеря. Одна из экспозиций посвящена истории ГУЛАГа. Здесь был организован первый концлагерь – СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения), а затем СТОН (Соловецкая Тюрьма Особого Назначения). Довольно темное время и хотя было достаточно недавно – известно о нем очень не много.

Кремль производит грандиозное впечатление, все сооружения очень внушительные. Повсеместно идет реставрация, но такими темпами она будет идти еще долго. По ходу дела залезли в подвальные помещения. Сыро и темно. По видимому здесь располагались монашеские кельи, а может и нет. Зато там мы обнаружили розетку и в сети было напряжение. Этим мы воспользовались и подзарядили аккумуляторы на видеокамере и сотовом телефоне. На Соловках ловит МТС и Мегафон, а у нас был Билайн.

Дальше нашли выход на крепостную стену, поднялись. Время уже было около 8 вечера и из посетителей практически никого не было. Мы ходили одни, нам никто не мешал. Было неестественное ощущение, что мы попали в прошлое. Светло, древние постройки и никого нет. Бродили мы там пока совсем не вымотались. Монахи на островах оказывается были продвинутые ребята. Организовали у себя водяную мельницу, кузницу, построили сухой док. Еще до революции поставили гидроэлектростанцию. Вернувшись на Игуменский, нашли свой схрон (все в порядке), опять поставили лагерь и около 1 ночи легли спать.

22 июля – шестой день на море.
Опять сбор лагеря и на Соловки. Сегодня день велопробега. Но перед этим зашли в Надвратную Благовещенскую церковь (1596-1601). Это единственная церковь, которая сохранилась с тех времен. Как ни странно, во время СЛОНа здесь был организован музей атеизма. Остальные храмы были разграблены большевиками. После этого взяли напркат велосипеды и поехали по маршруту: Секирно-Вознесенский скит, Савватиевский скит, Исакиевский скит, Ботанический сад. Дорога все время идет через леса, чем дальше тем хуже. По пути встречаются озера. На Секирную гору (78 м) довольно крутой подъем. Здесь стоит церковь на куполе которой располагается не крест, а маяк. Его хорошо видно с Кузовов. Правда он давно не работает.

До Савватиевского скита идет обычная грунтовка, местами большие лужи. Сам скит состоит из кирпичного келейного корпуса и кирпичной церкви. Все в полуразрушенном состоянии. Но потихоньку реставрируют – лежат свежие доски и одиноко стучат несколько молотков. По другой дороге поехали в Исаково, такой небольшой круг получался. Там деревянная церьков и келейный корпус. Состояние тяжелое. Дальше заехали в ботанический сад. С основной дороги туда ведет деревянная дорожка, иногда на ней встречаются ступеньки и там прикольно было кататься на великах. Сам ботанический сад был основан, как ни странно, во времена СЛОНа. И сейчас это дело продолжают. Там собрана куча растений с разных климатических поясов и зон. Например, Курильский чай там есть. Везде стоят таблички с названиями растений. Всего поездка заняла 4 часа 20 минут. После этого мы лежали на берегу и отдыхали. Грелись на солнышке (кстати погода была отличная) и любовались окружающими видами. Немного отдохнув, посетили местный магазин. В принципе есть все, что необходимо. Цены, конечно, подороже чем на материке, оно и понятно.

В 21 час вернулись на базу и, можно сказать, уже по традиции легли спать после 12 часов ночи. Раньше никак не получалось.

23 июля – седьмой день на море.
Не знаю почему, но вставать тяжело. Процесс пробуждения занимает много времени. И в этот раз окончательно встали только в 9 часов. Приготовление завтрака, сам завтрак, сборы лагеря занимают около 3 часов и быстрее не получалось.

Так что на Большом острове мы были только в 13 часов. Оставили байдарку на велопрокате и направились на остров Большая Муксалма смотреть знаменитую дамбу, которая соединяет этот остров с Большим Соловецким. Дорога все время пролегает в глухих лесах. По пути встречаются озера и болота. В некоторых местах дороги практически нет, приходилось по кочкам обходить стороной. Чем ближе к дамбе, тем дорога хуже. Местами почти по болоту. Антон, как главный грибник, все время искал грибы и даже немного нашел. Мы ему помогали чем могли. Я даже нашел пару поганок.

Около 16 часов вышли на дамбу, прошлись по ней до конца. Сооружение серьезное, особенно по тем временам. В основании лежат здоровые глыбы. Непонятно как монахи умудрялись их таскать. В Сергиевский скит, что на Муксалме, решили не идти, потому как там ничего особо интересного нет, а время уже много.
На дамбе устроили привал. Отдохнули, перекусили. Галя набрала морской капусты на ужин. В 17 часов двинулись обратно. Довольно быстрым темпом в 19 часов мы вышли в поселок. Дорога проходила как раз мимо Святого озера и мы не упустили возможность искупаться в нем. Вода заметно теплее чем в море. Можно спокойно плавать. По дороге зашли в магазин, докупили консервы, уксус и специи для морской капусты. И опять завернули в подземелье подзарядить аккумулятор для видеокамеры. В 21 час пошли на остров Игуменский. Снова разбили лагерь, поужинали. Галя приготовила морскую капусту. Получилось очень даже вкусно.
Около 1 ночи легли спать. На улице светло. Белые ночи продолжаются.

24 июля – восьмой день на море.
Сегодня решили посетить Заяцкие острова и идти в обратный путь, заночевать на Топах, а на Кузовах сделать дневку. Теперь все забираем собой. Уложили байдарку и в 11 часов вышли на Большой остров по-полнить запасы пресной воды. В этот день на Соловках была ярмарка народного творчества. Побродили по ней маленько. Много всяких разных изделий из бересты и дерева. В 13.30 вышли из Соловецкого залива, обошли острова Сенные Луды и прямым курсом на юг вышли к Большому Заяцкому острову. В 14.30 зачалились на северной стороне острова, недалеко от Андреевского скита, но так чтобы нас не очень было видно. Байдарку пришвартовали за камень и пошли смотреть лабиринты древних людей. Говорят I-II тысячелетие до н. э., а там кто его знает. Непонятно только, что древние люди делали в такой глуши и как они вообще туда попали. Лабиринтов много. Одни побольше, другие поменьше.

Диаметр от 2 метров до 10. Они выложены на земле из камней в виде различных спиралей. Структура их хорошо просматривается. На острове проложена экскурсионная дорожка. Идя по ней, вскоре мы вышли к Андреевскому скиту. Деревянная церковь времен Петра I. Незамысловатая, простая постройка. Состояние не плохое, но все равно требует реставрации. На острове есть маленькая гавань с причалами, ее также заложил Петр. С того времени похоже ничего не изменилось. Только добавился плавучий железный помост на конце пирса для удобства подхода пассажирских баркасов. И тут нас вежливо попросили удалиться с острова пока погода хорошая. Во время официальных экскурсий и присутствие посторонних лиц нежелательно. Мы как раз уже все посмотрели.

В 16.20 подняли якорь и пошли на Топы. Погода отличная. Солнечно, ветра практиески нет. Идется легко. На подходах к острову с солнечной стороны мимо нас проплыла белуха, но мы ее не видели т. к. трудно заметить белую спину среди солнечных бликов. Мы лишь слышали ее фырканье где-то в стороне. А прямо за нами в кильватерной струе плыл котик и любопытно на нас смотрел, но вскоре ушел в глубину.

В 18 часов зачалились на Топах. На море поднялась небольшая волна и ветер. Лагерь поставили на северной части острова, прямо на прибрежных каменных плитах. Палатка выходом к морю. Вокруг плавают тюлени, много чаек. Пик отлива сместился. Теперь он около 6 часов. Нам надо выйти в начало прилива, чтобы с ним прийти на Кузова.

25 июля – девятый день на море.
Подъем в 4 часа. Перекусили, быстро собрались и в 6.20 вышли с Топов курсом на запад-юго-запад.
Дул крепкий восточный ветер. Небольшое волнение, средняя высота волны 40 см, периодически проходили до 60 см. Сразу после выхода нас стало сносить на восток в сторону острова Олешин. Внес поправку по курсу на 15°, ориентир на остров Верхний. Тем не менее, нас все равно снесло к острову Олешин, т. е. без поправки нас вообще бы вынесло в открытое море. Пришлось резко менять курс, идти против ветра и волны. А ветер крепчал, волна стала жестче и больше, достигала метра. Около часа ушло у нас, для того чтобы обогнуть южную оконечность острова Олешин, зайти под прикрытие островов Кемской шхеры и подойти к Кузовам. Море показало нам немного свою силу. Особенно хорошо это чувствовалось на месте впередсмотрящего.

На Немецком Кузове зачалились в 9.40 на юго-западной части острова, напротив Русского Кузова. Место хорошо продувалось и комаров не было. Там даже оборудована стоянка: костровище, стол, скамейки. Разбили лагерь, приготовили поесть и с 12.30 до 15 часов отдыхали.
Вечером пошли гулять по острову, собирать грибы. Грибов немного, как раз на супчик хватило. Перед сном прогулялись на байдарке в поисках хороших мест с ламинариями. Завтра дневка и мы планировали заняться заготовкой морской капусты домой. В тот день показали красивый закат между Кузовов.

26 июля – десятый день на море.
Пока вставали, ели, пили пришел пик прилива. А водоросли растут ниже зоны отлива и в прилив их достать проблематично. Вода то холодная – особо не поныряешь. Но времени у нас особо не было, и решили идти в прилив, а то отлив только вечером. А еще ламинарии надо высушить. На нашей прошлой стоянке на Русском кузове мы заметили ареал произрастания сего продукта. Направились туда. Как только мы отошли от берега почувствовалась хорошая волна. Еще больше она была там где открывался прямой проход на Соловки. Оттуда ветер гнал конкретные волны. В море шторм. Как и ожидалось до капусты не добраться, да еще волна мешает. Однако, по берегу лежало много капусты выброшенной штормом. И мы занялись собирательством. Насобирали полное багажное отделение. Когда забирали вторую партию мощная волна кинула нас прямо на камень, удержать лодку не смогли, немного поцарапали шкуру. По пути зашли на южный полуостров на Немецком Кузове. И там еще нарвали капусты. Как раз уже прошло пол отлива. Багажное отделение с горой. По приходу на стоянку начали обрабатывать урожай. Помыли, почистили, разложили сушить. К вечеру практически вся капуста высохла. Свернули и сложили в мешок.

Вечером подошла группа водников с Москвы: 3 байдарки и катамаран. Встали неподалеку.
Завтра крайний переход. Надо уйти с утренним приливом, чтобы успеть к вечеру в Кемь и взять билеты домой. Пик отлива около 6 утра – вставать надо в 4 часа. Поэтому в 23 часа я и Антон стали укладываться спать. Галя решила прогуляться по острову.

К вечеру ветер усилился. Палатку сильно полоскало и это мешало заснуть. Когда ложились, я услышал такой выделенный всплеск. Подумал, что накатила большая волна. Как потом оказалось это было не совсем так. Минут через 20 после этого нас окликнули москвичи возгласом: «Соседи, у вас лодка уплывает». Мы выскочили кто в чем был, смотрим – байдарка плывет по морю и в ней никого нет. Я подбежал к воде, хотел уже было плыть вдогонку. Но толку от того, что я окажусь в байдарке без весел было бы не много, да к тому же вода в этом месте вообще ледяная. Побежали к соседям, спустили их байдарку на воду и пустились в погоню. Благо наша лодка ушла не далеко. Догнали, взяли на буксир и повели к берегу. Да к тому же сильный ветер и волна мешали идти. На этот раз мы занесли байдарку за палатку и привязали к дереву. Оказывается тот всплеск воды был вовсе не волной, а это лодку порывом ветра перевернуло и кинуло в воду. Она лежала на прибрежных плитах килем вверх. Стихия однако. Нам конечно повезло, что соседи заметили, а то стали бы Робинзонами в приполярье. Галя вернулась когда приключение уже завершилось. Мы лежали как ни в чем ни бывало. Правда у Гали были свои приключения. Она влезла в болото. Ночи хоть и белые, но не совсем – сумерки, и одной ходить по лесной чаще явно не прикольно. Сильный ветер сохранялся всю ночь, толком поспать так и не удалось.

27 июля – одиннадцатый день на море.
Подъем в 4 часа. Неожиданно нас накрыл густой туман. Противоположного берега Русского Кузова практически не видно. При такой видимости идти достаточно опасно, можно легко сбиться с курса и заблудиться. Решили готовить завтрак, потихоньку собираться и ждать у моря погоды. Постепенно туман рассеялся, осталась лишь легкая дымка в море. Перед отходом на материк зашли южную бухту и пополнили запасы пресной воды. На море без воды нельзя, возможно все. Уходили через северный пролив между Кузовами и дальше на юго-запад к проливу между Южным и Северным Кильяками. Погода отличная. Солнце грело как обычно, на небе легкая облачность. Ветер и волна нам благоприятствовали – шли сзади. Правда наши курсы не совсем совпадали и поэтому приходилось все время корректировать направление. Галя, наш рулевой, успешно с этим справлялась. Идти одно удовольствие. Волна достигала метра, но была длинная и пологая.

Легко дошли до острова перед Северным Кильяком. На нем зачалились отдохнуть перед решительным броском. Пришвартовав байдарку на берегу, мы забрались на вершину холма. Оттуда открывается обширная панорама на море и уже хорошо виден Рабочеостровск. Средним ходом до него 3 – 3,5 часа. Бросив прощальный взгляд на Кузова, спустились к берегу и пошли на запад. После того как прошли пролив между Кильяками, ветер изменил направление на северное и стал дуть на встречу. Волна маленькая, но идти заметно тяжелее. При таком темпе до конца прилива нам не успеть, а ждать следующего прилива на каком-нибудь острове не было ни какого желания, и дав команду «полный вперед», мы налегли на весла. Заметно прибавив в скорости прошли по фарватеру между мелями к Кемской губе. Постепенно наши силы стали иссякать. Как раз в это время настал пик прилива. Из всех оставшихся сил мы рвались вперед к пристани. Почти обессилев зачалились на нашем месте старта. Все оставалось по-прежнему. Быстро разгрузили байдарку и поставили сушиться. Переоделись в сухое и только потом сели отдохнуть и перекусить. Погода заметно испортилась. На море сел густой туман, еще сильнее чем утром. Клубы пара несло на материк. Мы успели выскочить. Теперь неизвестно когда погода восстановится. Складывалось такое впечатление, что море нас выпустило. От тумана резко повысилась влажность и байдарка до конца не просохла. Однако время близилось к вечеру. Мы свернули байду, уложили рюкзаки и поехали в Кемь. На вокзале непривычно много водников. Одни приезжают, другие уезжают, некоторые проезжают дальше. Обратно взяли билеты с пересадкой в Москве. Антон и Галя там еще не бывали, к тому же прямого поезда на юг надо было ждать целые сутки, а так мы уезжали уже утром. У нас было еще немного времени и мы погуляли по городу. Он оставил какое-то непонятное впечатление. Много заброшенных домов. Ночевали на вокзале. Спали на рюкзаках. Некоторые туристы спали на ковриках, расстелив их прямо на полу.

28 июля.
Поезд пришел вовремя. Загрузка прошла успешно. И мы целые сутки ехали: спали и ели. В поезде подзарядили аккумулятор на видеокамере.

29 июля в 11 часов дня прибыли в Москву. Нас встретила моя сестра. Мы заехали к ней домой, оставили вещи и пошли гулять по городу. У нас было время до 18 часов. Первым делом направились на Красную площадь. После Белого моря непривычно много народу и нечем дышать. Пока ходили вокруг да около Кремля, время вышло. Вернулись за снаряжением и поехали на вокзал. Наш поезд отходил с Курского вокзала. В мою бытность в Москве на него я ни разу не приезжал и не уезжал. У нас была реальная ориентировка на незнакомой местности. На вокзал мы прибыли за пол часа до отправления поезда. Казалось времени еще много. Однако, не все так просто. Пока узнали куда поставили состав, да пока выяснили где находится этот путь, контрольное время было на исходе. Закинув рюкзаки и схватив железо, мы бегом бросились вперед, сметая всё (а иногда и всех) на своем пути через зал ожидания, по подземному переходу, а оттуда уже на перрон. Наверное это было смешное зрелище – три бегущих рюкзака. Еще в подземке нас хотели тормознуть менты. Но нам было не до них. Выскочив на перрон, мы залетели в ближайший вагон и поезд тронулся. Успели как раз. Многодневные тренировки не дали нам пропасть. Разбрелись по вагонам, я ехал в другом вагоне. И еще сутки мы весело провели время в поезде.

30 июля в 21.30 мы прибыли в Шахты. Я и Антон выгрузились, а Галя поехала дальше в Ростов. После похода состоялась контрольная проверка байдарки. Местами мы ее потрепали, пришлось подремонтировать. Еще после морских походов лодку надо опреснять, чтобы соль не разъедала каркас и шкуру. Опреснение успешно прошло на Дону.

На этом поход был завершен. Цели похода достигнуты: мы дошли до Соловков и все вернулись живы и здоровы. Оставалось только поблагодарить духа моря за его благосклонность к нам.

Производство Anthony © «Шахтинские Скитальцы» 2006
В начало На главную
Hosted by uCoz